Внедрение ЕГАИС

ЕГАИС — электронная система учета продаж алкоголя в режиме реального времени.

Задача ЕГАИС (Единой Государственной Автоматизированной Информационной Системы) — упорядочить продажу алкоголя и исключить продажу контрафактной продукции. Она предназначена для автоматизации государственного контроля за объемом производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С 1 января 2016 года к системе должны быть подключены все производители и поставщики алкоголя. С 1 июля 2016 года — все компании розничной торговли. Отсрочку еще в 1 год, до 1 июля 2017 года, дадут магазинам, которые расположены в поселках с населением менее 3 тысяч человек. Однако, уже с 1 января 2016 года начинает действовать новая форма журнала учета продаж алкоголя. В ней появится столбец, в который необходимо будет вносить данные 2D штрихкода, считанные с каждой бутылки алкогольной продукции. Поэтому, фактически, именно к 1 января 2016 года все точки продаж алкогольной продукции должны быть оборудованы сканерами 2D штрихкодов.

В данный момент все крупные сети розничной торговли уже подключили свои системы учета к ЕГАИС и закупают оборудование для магазинов. Это оборудование торговые сети получат до конца года.

РосАлкогольРегулирование настаивает на том, что отсрочек и переносов сроков запуска проекта не будет, так как уже подключившиеся к системе и купившие нужное оборудование крупные торговые сети обеспечат весь необходимый объем продаж алкоголя, даже если более мелкие магазины не успеют подключиться к системе в срок. (Магазины, не успевшие войти в систему ЕГАИС, продавать алкоголь до момента подключения к системе не будут.) По мнению регулятора, даже если часть компаний розничной торговли будет лишена возможности продажи алкоголя, ничего страшного не произойдет, более того, это будет соответствовать политике государства по снижению уровня потребления спиртных напитков. Т.е. вероятность переноса сроков запуска проекта ЕГАИС очень мала!

По различным оценкам, для реализации проекта ЕГАИС, компаниям розничной торговли потребуется в сумме приобрести до 1 миллиона 200 тысяч сканеров 2D и до 300 тысяч ТСД (Терминалов Сбора Данных). Все крупные производители торгового оборудования убеждены в том, что для успешной реализации проекта во всех магазинах закупки оборудования необходимо начать уже сейчас. Те компании, которые начнут заниматься закупкой ближе к 1 января 2016 года столкнутся с дефицитом оборудования, повышением цен на него, и к этой дате могут оказаться вне проекта, тем самым оказавшись без алкогольной лицензии.

Как убедиться, что принимаемый на склад магазина алкоголь имеет читаемые штрихкоды на марках и, главное, избежать получения контрафактного алкоголя? Для этого необходима проверка акцизной марки при приеме товара. Это можно сделать с помощью терминала сбора данных. В проекте можно использовать терминалы сбора данных только протестированные и рекомендованные ФГУП ЦентрИнформ – они адаптированы для работы со специальным программным обеспечением. На терминале предустановлена специализированная программа. При проверке товара программа отправляет информацию в РАР по сети WiFi или GPRS и сразу, буквально через несколько секунд, получает ответ — легален ли алкоголь или нет. Таким образом, нелегальный алкоголь и алкоголь с нечитаемым штрихкодом выявляется при приеме и немедленно возвращается поставщику.

Что касается сканеров для касс, то можно использовать любые сканеры 2D-кодов. Однако, по данным оператора проекта, а также по результатам тестирования сканеров в крупных сетях, большинство существующих сканеров, включая модели известных производителей, считывают от 30% до 96% штрихкодов акцизных марок. Легко себе представить масштабы потерь магазинов, которые не смогут реализовывать часть алкогольной продукции лишь из-за того, что сканер на кассе оказался недостаточно качественным! Рекомендованные ФГУП ЦентрИнформ сканеры гарантированно считывают 100% штрихкодов.

Для применения в ЕГАИС мы рекомендуем: